Любовь без права на встречу - ОТЗЫВЫ - Каталог статей - сайт драматурга Флорида Булякова
Понедельник
20.02.2017
02:16
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
ПРЕССА [37]ОТЗЫВЫ [15]ОТЗЫВЫ [0]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ОТЗЫВЫ

    Любовь без права на встречу
    На сцене ожили страницы истории
    В Национальном молодежном театре Республики Башкортостан прошла премьера спектакля «Половецкая мистерия» Флорида Булякова. Наверное, еще никогда время так не поворачивалось вспять...
    Образы великих людей вставали один за другим: Акмулла, Кол-Гали, Бабич, Салават Юлаев, Заки Валиди, Зайнаб Биишева, Хадия Давлетшина...
    В основу спектакля положена легенда о нерадивых детях, проклятых родной матерью и в наказание превращенных в птиц, которым никогда больше не встретиться. Старые люди сказывают, что до сих пор перед восходом солнца в лесу можно услышать их жалобный крик. Именно первые лучи солнца в постановке являются предвестниками разлуки для влюбленных.
    Белая седина времени разделяет Заки с его любимой Нафисой, Салават отправляется на вечную каторгу в каменоломни, оставив свою возлюбленную. Он признается, что всегда любил только одну женщину — Амину. Бабич, Кол-Гали тоже обречены на разлуку с любимыми. Ибо их дороги расходятся, как стрелы, пущенные в разные стороны. Перстень с изображением таких стрел — символом рода кыпсаков — святой Хызыр-Ильяс дарит возлюбленным, напоминая им о корнях башкирского рода.
    Необычным получилось и сочетание башкирских народных танцев и русского фольклора, народных песен из репертуара ансамбля «Таусень» и музыкальной композиции «Ялтырбаш» в исполнении автора, заслуженного артиста республики Ишмура Ильбакова. Динамика, яркость образов и сравнений — несомненная заслуга режиссера Азата Надыргулова, которому удалось показать не просто внутренний мир героев, но перелистать заново страницы истории Башкортостана.
    Через душевные страдания и предательство проходят все герои действа. За их личными переживаниями стоит трагедия целого народа, униженного и оскорбленного, но не порабощенного. Кол-Гали, захваченный в плен, обращается к залу: «Да, я раб, но я свободнее всех вас!» Он плачет у берегов родной реки о башкирах, забывших родной язык и свою историю...
    В течение всего спектакля актеров и зрителей соединяет невидимая нить. Впрочем, у хороших актеров так и должно быть — если зритель плачет, значит ему больно. «А через душевную боль приходит очищение», — говорит поэт Кол-Гали. Актеры играли так, что невозможно было поверить, что это просто игра — слишком оголены были чувства и слишком естественны раны героев.
    Нет покоя Салавату в каменоломнях. Он выбивает на камне самое дорогое на земле имя. «Чье оно?» — недоумевает святой Хызыр-Ильяс.
    — Имя великого поэта?
    — Нет. Поэты сами выбивают свои имена в истории.
    — Имя любимой?
    — Нет. Оно в моем сердце, и никому нет до него дела.
    — Так чье же оно?
    — Имя матери! Оно всегда остается незамеченным. Я нарисую его на камне и буду нести его, а потом поставлю в самом сердце Башкортостана. А если у меня не хватит сил, я брошу его с неба...
    В конце действа, словно бы из сна, появляется мать святого Хызыр-Ильяса. Он протягивает к ней руки. Но она обвиняет его в том, что он обрек ее сыновей на гибель и отказывается от него. Душевные муки Хызыра, разочарование во всем… Он уже не помнит, сколько лет прожил на земле. Тысячу или две тысячи? Всю жизнь мудрец шел к свету, а пришел в никуда. От него в поисках любви уходит лучший друг весельчак Шомбай. Потому что там, где Хызыр, нет места любви, там лишь страдания и разлука. Вечная разлука — без права на встречу. Хызыр пытается объяснить, что настоящая любовь — это прежде всего испытание. Кто-то должен заплатить за счастье влюбленных… И одна горячая материнская слеза изменяет ход истории. Они и сейчас среди нас — Кол-Гали, Акмулла, Шайхзада Бабич, Заки Валиди, Салават Юлаев, Зейнаб Биишева, Хадия Давлетшина, потому что живы их мысли и надежды. Надежды на то, что их страдания были не напрасны и башкирский народ сохранит в своем сердце наследие предков.
    Гульнара ЛЮБИНЕЦКАЯ.
    Категория: ОТЗЫВЫ | Добавил: florid_buljakov (20.07.2010)
    Просмотров: 453