БИБИНУР, АХ, БИБИНУР - СТАТЬИ - ПРЕССА - Каталог статей - сайт драматурга Флорида Булякова
Понедельник
20.02.2017
02:17
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    БИБИНУР, АХ, БИБИНУР
    … «Что нам признание – мы сами себе судьи» - вертелась в голове фраза, когда напряжение перед началом спектакля в Московском театре достигло апогея. И было из-за чего волноваться. Потом уже исполнитель главной роли народный артист Башкортостана Олег Ханов рассуждал: «Когда в зале такие большие театральные авторитеты, как Михаил Ульянов, Марк Захаров, Анатолий Смелянский, актеру впору съежиться, свернуться в клубочек, а у меня, наоборот, кураж – завожусь от того, что могу «вытворять» на сцене».
    Его Абдрахман был явно «в ударе». Спектакль «Бибинур, ах, Бибинур» лично мне во время московского показа довелось смотреть уже в пятый раз. Знакомство состоялось на фестивале «Театральная весна» в Салавате, затем было открытие сезона в театре, потом Михаил Ульянов приезжал в Уфу для предварительного просмотра… И каждый раз казалось, что на сцене продолжение предыдущей постановки. Что-то менялось в рисунке спектакля, что-то – в игре исполнителей. Но главное – актеры всегда будто проживали свои собственные жизни. И взрослели, менялись на глазах. Герой Олега Ханова пастух Абдрахман, например, из жизнерадостного , простоватого мужичка превратился в слегка подраненного жизнью деревенского философа. Смягчилась и прежде колючая Минниса в исполнении народной артистки СССР Гюлли Мубраяковой. Меньше стало иронии, больше сочувствия в трактовке этого, на первый взгляд, гротескного образа.
    - С Гюлли Арслановной вообще играть одно удовольствие, - уже после спектакля в Москве говорил Олег Ханов. – Если к другим партнерам у меня и возникают претензии, то самому мне зачастую именно она дает ключ к игре. В целом же сила в том, что каждый в спектакле искренне старается сделать что-то.
    В результате ансамбль звучит так, будто в ней нет ролей второго плана. И не только «звезды» держат на своих закаленных плечах эту непохожую ни на какую другую работу.
    - Секрет режиссера Исрафилова в том, что, удивительно точно ощущая природу театральности, он очень хорошо чувствует (и к месту употребляет!) природу актеров – поделился впечатлениями известный критик Юрий Рыбаков.
    Надо было видеть реакцию зала, когда действующими лицами по ходу сюжета становились герои Ильдара Саитова, Хурмата Утяшева, Ильфата Юмагулова, Хамита Шамсутдинова. Такому фейерверку характеров, колоритнейших индивидуальностей позавидует любой прославленный театральный коллектив. Поразительно и то, что в большинстве своем именно сцена так объемно и глубоко раскрывает личности артистов труппы. Порой и представить себе не можешь того вулкана чувств, эмоций и действий, который, как сквозь плотину, прорывается во время работы через внешнее спокойствие, уравновешенность и респектабельность некоторых исполнителей.
    - испытываемое актерами наслаждение от игры буквально переливается в зал, - заметила искусствовед Вера Максимова. – Все происходящее демонстрирует: в спектакле собраны удивительно красивые, умные, очень чуткие люди.
    Более емкую оценку привезенной из Башкортостана работе дал искусствовед «первой величины» Анатолий Смелянский:
    - На спектакль шел с опасением. Думал, придется похлопывать по плечу: молодцы,, мол, ребята, развивайтесь и дальше. Ведь ту череду спектаклей национальных театров, которую мне довелось просмотреть за свою жизнь, в лучшем случае можно было назвать псевдофольклором. И вдург я увидел, что Башкирский театр привез не просто современного, но общемирового героя. Видно, существенные сдвиги произошли в нашей культуре за последние десять лет. Новизна в том, что создатели «Бибинур» ушли от орнамента, не ограничились трактовкой советского спектакля на тему неубиваемого и неунывающего народа. Главная находка – в глубине постижения внутреннего состояния героев. Сделана заметная попытка пробиться к сути, к осмыслению нашего бытия. Налицо все слагаемые, чтобы сделать следующий значительный шаг. (сделать не дали – создатели спектакля были разогнаны Ф.Б.) То, что глубоко вошло в душу, - исторгается песней. Убедился (прежде только слышал), что в Башкирии работают действительно прекрасные мастера.
    Существенный акцент во время обсуждения спектакля сделал знакомый читателям по многочисленным выступлениям в центральной прессе критик Борис Поюровский:
    - Помимо всего прочего мы увидели еще и очень талантливую пьесу. Замечательно выписаны монологи, использованы интересные приемы. Складывается впечатление, что режиссер Исрафилов просто ждал такой работы. Она не застала врасплох и художника (Тан Еникеев), и композитора (Мурад Ахметов). Спектакль поистине стал полпредом большого искусства.
    К такому мнению присоединился и член комиссии по госпремиям Станислав Бэлза:
    - В Москве, в Петербурге, к сожалению, существует высокомерное отношение к происходящему в провинции. Такой подход я считаю неверным. Езжу по стране и вижу, сколько там талантливых, необыкновенно интересных людей. особенно их почему-то много в Башкортостане. И все представляют культуру своей республики колоритно, неповторимо. Хочется знакомиться с таким искусством «на равных».
    Хотя были на этом вечере выступления Михаила Ульянова, зам министра культуры Константина Щербакова, других известных в российском театральном мире людей, но точку поставил прославленный режиссер Марк Захаров:
    - Мы увидели живой театр, замечательное творческое братство и и мощного художественного лидера. Ощущение, которое испытал я, , подключившись и к главному герою, , и к пружинистой, энергетически сильной игре всего творческого состава, вызывало у меня спазм в горле.
    И еще одну цитату не могу обойти стороной. Принадлежит она блистательному профессору Геннадию Даданяну из Российской академии искусств: «Когда-то мы восхищались идеей выравнивания национальных культур. Какое счастье, что этого не случилось.

    Галина Карпусь,
    «Советская Башкирия», 27 марта 1996 года
     
     
    …День 15 марта запомнится всем нам надолго. Это был настоящий праздник, яркий, волнующий. В старинном здании в центре Москвы Башкирский академический держал очень ответственный экзамен. Чуть ли не в полном составе на спектакле присутствовал «критический корпус». Самые видные театроведы Москвы сочли для себя важным ознакомиться с новой работой театра из Башкортостана. Одно пристутствие в зале таких мэтров, как Михаил Ульянов и Марк Захаров, тоже говорило о многом. Позднее, говоря об атмосфере, царившей на спектакле, кандидат искусствоведения Вера Максимова отметила, что такого квалифицированного зала ей не приходилось видеть никогда. Этот зал и внимал происходящему на сцене, и аплодировал, и дышал по –особому. Наверное, доброжелательная атмосфера во многом способствовала тому, что спектакль прошел как бы на одном дыхании.
    Жаль только, что на этом радостном празднике не присутствовал автор пьесы драматург Флорид Буляков, что не видел он, как захватила зал рассказанная им трагичная история пастуха Абдрахмана. В своей рецензии «Преступление века», опубликованной в газете «Рампа», критик Елена Стрельцова пишет: «На мой взгляд и вкус, пьеса Булякова «Бибинур, ах, Бибинур» стала для Исрафилова решительным освобождением. Появление явно неординарного художественного произведения, сценическое рождение недюженного сильного характера главного героя, такого долгожданного именно на советской сцене позволяет надеяться на то, что в современном театральном искусстве начнет, наконец, осуществляться поворот к полной, сострадательной, а не злообличительной ернической едкой правде о трагедии народа, об обретении человеком собственного достоинства. «Бибинур» Башкирского театра – фантасмагорическая, зрелищная, социально взрывная, смешная, серьезная и страшная одновременно, позабытая давно, позаброшенная сатира. И этот возврат к живой струе классической литературы, возрождение на сцене высокой комедии – тоже в современном театре событие, значение которого неодоценить грешно, а переоценивать нет надобности».
    Действительно, спектакль стал событием. Свидетельство тому бурные, долго не смолкавшие аплодисменты зала, море цветов и добрые слова о яркой неординарной работе Башкирского академического, сказанные Михаилом Ульяновым.
     
    Лидия Нечаева,
    «Известия Башкортостана», № 54, 1996 г.
     
     
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (22.07.2010)
    Просмотров: 1579 | Теги: театр