Суббота
27.05.2017
03:33
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    ЛЕКАРСТВО ОТ СМЕРТИ, МЕД И ГОРЕЧЬ ЕГО
     

       Прочитав эту пьесу на семинаре в Рузе, я повел себя "непедагогично": изрядно смутил своего семинариста Флорида Булякова градусом моей первой реакции, не скрывая восхищения.
    И не вижу в том греха: жизнь и театр хронически скупятся в наши дни на положительные эмоции для драматурга. Должен же кто-то и расщедриться изредка? Хотя бы коллега более раннего "призыва"...
      Перед нами одно из тех произведений, которые заставляют устыдиться национал-политиканского дурмана, охмурившего многих. Ведь это он, дурман этот, породил в умах маэстро, формирующих репертуар, новую жесткую установку: нас в русском театре нынче не соблазнят никакие перлы драматургов тех народов, которым мы прежде культурно покровительствовали на правах "старшего брата". Баста, пусть каждый национальный театр воплощает свои собственные пьесы, этнически родные ему... Слишком тонкий лед - теперешние межнациональные связи, чуть не так, не туда ступил - уже в полынье.
      Разве эти страхи, возведенные в принцип, не вздор, не абсурд, не членовредительство по отношению к культуре, не болезнь наша? Еще чуть-чуть продлить эту логику, и надо будет насторожиться с какой это стати эстонский режиссер ставит Э. Ионеско? В рамках СНГ этот румын «приватизирован» театрами Молдовы! И точно так же посягательства не-армян на пьесу У. Сарояна, не согласованные с Ереваном, могут вызвать осложнения с его МИДом! Пока наклонная плоскость глупости не довела нас до этого, надо с нее слезть, и поскорей.
       Хотелось бы, чтобы ни один завлит, ни один режиссер, на чей стол лягут пьесы Флорида Булякова, не морочил себя глубокомысленным, «геополитическим» вопросом: «А с какой, собственно, стати нам сейчас связываться с Башкирией? Почему именно с ней?»
       Послушайте, «связываться» предлагается с талантом! И между прочим, талант этот даже не всегда облачен в национальный халат. А в тех притчах и сказках, где облачен, он автору необычайно к лицу, Флорид умеет носить его со вкусом и каким-то заразительным образом – по-моему, прирожденным лицедеям, хорошим актерам должно захотеться примерить…
       Но в пьесе «Любишь, не любишь» такая примерка не требуется. Здесь автор выходит к общечеловеческим заботам первостепенного значения не национальным коридором, а сразу и вдруг. С помощью «только лишь» жанра, иронии… и простодушия. Если не упоминать во избежание повторов такого «вспомогательного средства», как талант. Но нельзя не упоминать: Флорид драматургом родился, думается мне. Хотя долгие годы об этом не знал.
       Что касается простодушию, допускаю, что кого-то оно может и раздражать: откуда оно в конце двадцатого столетия на кой черт оно нужно в суперсложные наши дни? Но разберитесь сами, может быть это и не авторское свойство, а его героев, его с любовью написанных стариков? А может быть, эта детская черта присуща так или иначе каждой человеческой душе? Разве не доброта, жалость и любовь ценятся и засчитываются превыше остального прочего, когда к дверному косяку прислонена крышка гроба?
       Пишущему о душе и предсмертных итогах сложнее всего обойтись без морализаторства. Особенно автору, лет двадцать проработавшему в газете. Но у Флорида завидный, недюжинный оказался иммунитет. Ему легче, как вы увидите, поверить в сказочную чертовщину, в небольшой насмешливый полтергейст, чем в идеологические «измы» без цвета, без вкуса, без запаха. И в газете у него была особая ниша: людские судьбы, народные характеры, очерки о них, сценки…
       Сценки преобразились в драмы, в трагикомедии. Одну из них «Современная драмаьургия» напечатала в 4-й книжке позапрошлого года. Ее, наряду с прежними и новыми, ставят в Уфе, Стерлитамаке, Казани, Владимире, Иркутске… Почувствовали: с драматическим поэтом имеют дело! У Николая Заболоцкого о таком поэте сказано:
    «…Всегда он ходит один,
    И пытается сердцем понять
    То, что могут понять
    Только старые люди и дети».

    Георгий Полонский,

    «Современная драматургия», 1993, № 1
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (26.07.2010)
    Просмотров: 845