Четверг
18.04.2024
07:24
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    "С ЛЮБОВЬЮ о ПОКАЯНИИ"

     

    Дарья Лошакова
    "С ЛЮБОВЬЮ о ПОКАЯНИИ"

     
    В наивном гадании на ромашке есть два варианта развития событий. Любишь – и мир расцветает яркими красками, улыбка блуждает по лицу. Не любишь – надежды рушатся, и жизнь теряет смысл. Эти варианты смело разобрал молодой режиссер Андрей Абросимов. В его трагикомедии «Любишь, не любишь» ответ дается лишь один.
    «Апельсин» нашел его за день до премьеры на генеральном прогоне спектакля в Свердловском академическом театре драмы.
    Это было желание режиссера, редкое для подобной профессии. Андрей Абросимов позволил журналистам присутствовать на генеральных репетициях своей трагикомедии. «Любишь, не любишь» – банальная история по пьесе Флорида Булякова «Дело святое». Буляков широко известен в Башкирии. Уфимский писатель не только создал сценарий для первого башкирского сериала, но и написал множество пьес, которые идут в более чем 150 театрах мира. Еще одним театром стало больше, когда Абросимову предложили поставить «Любишь, не любишь» на сцене Свердловской Драмы. Кстати пьеса «Дело святое», по которой поставлена трагикомедия, уже вошла в шорт-лист Международного конкурса белорусского «Свободного театра».
    Ранее в Свердловском академическом театре драмы Абросимов был артистом. Но после почти 10-летней работы в этом театре Андрей уехал в Москву, где поступил на режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС в мастерскую Райхельгауза. Ставить спектакль в родных стенах – честь и ответственность. «Любишь, не любишь» – дипломная работа Андрея.
     На небольшой пресс-конференции перед прогоном спектакля режиссер рассказал, почему он взялся именно за эту пьесу. «Текст пьесы Булякова «Святое дело» мне предложил сам Свердловский академический театр драмы. Потом я случайно нашел в Интернете еще один вариант текста, и он показался мне немного интереснее. В нем присутствовал новый персонаж – Петр, и за счет этого в целом сюжет трагикомедии получился более полным», – отметил Абросимов. Трагикомедия по пьесе Булякова – камерный разговор со зрителем. Поэтому и спектакль будут играть лишь на малой сцене театра.
    Уникальное пространство сцены создал художник – заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой Маски» Владимир Кравцев. По его словам, весь странный антураж станет понятен зрителю, как только начнется действо. «Мы хотели создать простое, не захламленное, можно сказать чистое пространство», – отметил Владимир. Свердловский академический театр драмы «любит» дерево. В смысле как материал для оформления сцены. Одну из последних премьер театра – трагикомедию «Кабала святош» актеры играют на сцене, декорированной деревянными досками. Вот и на этот раз Владимир Кравцев пустил в ход этот материал. Черные стены художник не тронул. На второй этаж или так называемый балкон ведет незамысловатая лестница из поленьев. Ветками украшена почти вся сцена. В углу прислонено к стене целое дерево, на котором весело расположились желтые бумажные цыплята. Бумажные птички вообще символ всего действа. Они повсюду – на стульях, в полу и на часах, – будто вестники весны. На толстых веревках тут и там висят старые полушубки и пальто. Само действие, как становится понятно из речи героев, происходит в небольшом селении, где-то в лесу. Крепко срубленные табуреты, старый сундук и часы с боем – необычная фантазия на тему русской избы. Единственным ярким пятном сцены служат проросшие луковицы. Яркие зеленые стебли виднеются со второго этажа. Кроме них на этом балкончике висят старые фотографии и репродукции картин – открытки из «пыльного бабушкиного сундука».
    Но все эти настоящие деревья с бумажными птичками на ветвях, старинные часы с боем, обрывки газет и старые полушубки – все довольно гармонично вписалось в небольшое пространство сцены. Хотя самым главным объектом стал так называемый подиум. Деревянный, квадратной формы он висит на толстых веревках. Такая своеобразная качель, которая служит и домом и улицей для героев. Костюмы героев также заслуживают внимания. Ника Брагина – художник по костюмам создала очень простые, но в то же время интересные вещи, которые отражают душу героев. До начала репетиции работники сцены выполняли последние приготовления, и долго пытались включить «солнце» – лампочку, висящую над серединой сцены на длинном проводе. Наконец все было готово. Режиссер нервно осматривал сцену, пытаясь найти изъян. Казалось, что премьера уже сейчас и зрители ждут в зале.
    «Старуха старику кричит по телефону.
    О чем она кричит? Она кричит о том,
    Чтоб он не смел гулять, ну разве, по балкону,
    И то, укутавшись в суконное пальто.
    «Поаккуратней двери закрывай!» – Кричит она с такою грозной силой,
    Что мне все слышится: «Не умирай!
    Живи, пожалуйста, мой милый, милый»…
    Этим стихотворением прерывается довольно долгое молчание, и актеры начинают говорить, мыслить вслух, рассуждать. Начинается и само действо. Простая история, закрученная в динамичный сюжет, напряженная и эмоциональная.
    Все оказалось очень красиво и талантливо. Старуха Василиса со стариком Григорием ищут богоугодное дело. Старик пошел на сделку со смертью: если за три часа совершит добро – будет жить еще десять лет. Григорий понимает и признается, что за всю жизнь не сделал ничего такого, что могло бы считаться богоугодным делом. Поиски этого самого добра завели в тупик: ребенка родить – поздно, мед детям в детский дом отвезти – сложно, бамбук посадить жене обещал – глупо и лень.
    Приятная народная музыка, простая, неброская одежда и банальная история – это ли залог талантливой пьесы. Глядя на трагикомедию, понимаешь, это, но не только… Талантливая работа талантливых людей и главное – очень душевная. Слезы на глазах артистов лучшее тому подтверждение. В поиске доброго дела герои вспоминают самих себя: свою жизнь, радости и горести. В одном пространстве деревянного помоста сходятся два Григория и две Василисы, старые и молодые. Самый отрицательный персонаж – время. Оно против людей, бежит быстро и не дает закончить всего того, что когда-то начинали. Тоненькая девушка в ярком желтом платье – самый странный герой. Это то ли судьба, то ли сама смерть такая, глазами режиссера. Она переводит стрелки часов, невидима ни для кого, помогает и мешает героям. Негласный свидетель последних минут жизни. А в это время герои решают главный вопрос своей жизни: любишь или нет. И Василиса, наконец, слышит фразу, которую ждала столько лет от собственного мужа: «Люблю». «Любишь, не любишь» – рассказ для чистого сердца.
    Кроме того, режиссер отметил, что в пьесе удивительные герои. С этим согласился исполнитель главной роли старика Григория – народный артист России Вячеслав Кириличев. Актер сам с гордостью рассказал о своем персонаже. «Моя роль, – сообщил Кириличев, – о покаянии и прощении. Человек анализирует свою жизнь. Мы много грешим в жизни, но, к сожалению, не все этого понимают. Я этой ролью стараюсь показать греховность людей, и лучшее средство избавления от пороков – покаяние. Можно сказать, что я играю свою жизнь. Зритель должен все понять».
    Одинаково тяжелый груз лег на плечи героев: существовать на сцене как главный герой, говорить о Боге, не упоминая о нем, вспоминать прежние годы и стараться жить завтрашним днем. Роль главного героя исполняет сама жизнь, в которую помещены все мы: и актеры, и зрители. Старик и старуха проживают вместе долгую и трудную жизнь. И вот финал: у смертной черты мы видим, что как бы судьба их не била, герои остаются прежними. Их спасает только любовь, она вообще все спасает.
    Тишина. Стариков уводит за серебристую дверь хрупкая девочка и поливает водой деревянный помост. Очищение и покаяние, то, что так хотел сделать Григорий, пришло само.
     
    В спектакле задействованы, по словам режиссера, самые лучшие актеры: Вячеслав Кириличев, Вячеслав Мелехов, Анастасия Бескровная, Юлия Кузюткина, Валерий Прусаков и Марина Савинова.
     
     
    Дина ХАКИМОВА
    "ЧТО ДЛЯ СЧАСТЬЯ НАДО"
    "Театральный сезон", №6

    Даже если мне станут говорить, что «Театр – Камерная Сцена» и «Малая Сцена в Большом Театре» – это совсем разные эстетики, я отвечу, что бывают между ними такие пересечения, когда ты забываешь, где находишься. «Любишь – не любишь» поставлен на малой сцене, и в нем есть все, что отличает спектакли «маленьких» театров Екатеринбурга: исповедальность, разговор со зрителем лицом к лицу. С «Валентиновым днем» (МДТ «Театрон») этот спектакль роднит обилие наплывоввоспоминаний, одновременное участие героев, как они есть сейчас, и тех, какими они были в молодости. С «33 счастья» (тот же «Театрон») – идея поиска, сюжетприключение, что ли. И во всех трех – претензия на народность какуюто, самобытность. Сюжет «Любишь – не любишь» довольно прост. Помирает старик у старухи. Целую неделю в лежку лежит. А потом воскресает и рассказывает, что приходила за ним девочка-смерть, но дала ему дополнительный срок. Если за три часа совершит он богоугодное дело, будет ему еще 10 лет жизни. И начинают старики судорожно искать, что бы такое святое ему содеять. Быстро находят решение – надо подать. Только вот что, кому да как? А параллельно выстраиваются их воспоминания. Тяжелую жизнь прожила со своим Григорием старуха. А ведь и не скажешь, глядя на робко сморщенного Вячеслава КИРИЛИЧЕВА, что он был когда-то красавцем-деспотом, грубым, властным, как Валерий ПРУСАКОВ. Марина САВИНОВА, которая играет старуху, и Юлия КУЗЮТКИНА – молодая Васена – гораздо больше похожи друг на друга. Они действительно как одно целое. Только не молодость и старость, а молодость и зрелость. Потому что Савинова далеко не старуха, и как хорошо она ни отыгрывает старость, думается, что спектакль много бы выиграл, если бы на этом лице было больше морщинок. За всю жизнь от своего старика не слышала Васена слова ласкового. И звал-то он ее всегда «Голова с косичкой», и родинку-то золотистую на ее щеке не замечал. Оба хотели детей. Он о сыне мечтал. Она желала стать матерью. Но в ожидании постоянно приходилось ей работать. Муж не жалел ее, не берег. И она теряла детей. Порывалась уйти от него. Не держал. Любила – оставалась. Гадала, как на ромашке: любит – не любит. Верила: любит. В спектакле много по-настоящему сильных, ярких моментов. Он заявлен как трагикомедия, но комического здесь, пожалуй, мало. Он смотрится как драма, может быть – мелодрама, но волнами выходит и на трагедию. Причем неожиданно, ненадолго, но так, что дух захватывает. Ропщет Васена Богу на то, что он не дал ей детей. И лицо Юлии Кузюткиной искажается такой гримасою боли! И плачется, потому что ты чувствуешь ее боль. Она обращается к своей старости: «Стоит ли ждать, стоит ли верить, есть ли впереди что-то хорошее?» И старая Василиса утешает Васену молодую, свое сердечко: «Все будет, все будет. Верь и терпи». Весьма патриархальный получился спектакль. Очень русский. С идеей долготерпения и приятия страдания. И довольно прямолинейный. Язык его местами хорош, местами очень уж народен, с уральским «чоканьем». И тогда удивляешься, почему это старуха, которая в молодости говорила так ладно, киношно, к старости «одеревенилась». С самого начала ясно, что стариковское богоугодное дело как-то связано с женою. И когда в конце он признается, наконец, ей в любви, Девочка-смерть радуется, плачет от счастья: догадался, понял… Девочка Насти БЕСКРОВНОЙ так нелепа в подростковой своей угловатости, в цыплячье-желтом платье с рабочими рукавичками. Она следит за временем, отпущенным старику. Она расставляет ловушки, когда он порывается совершить свои денежно-богоугодные дела. Она в свадебном уборе бегает вместе с молодыми в первую брачную ночь, когда Григорий никак не может поймать свою нецелованную косулю. Она утешает молодую Васену. Она не позволяет ей покинуть мужа. Она Девочка-любовь. В бесконечной любви Васены, в ее долготерпении и смирении – ее счастье. Их счастье. А после спектакля я пришла в гости к своей хорошей знакомой и узнала, что она ждет ребенка. Такая же худенькая, как и раньше, личико, ручки – ничего не изменилось. Только живот торчит. Кругленький. Я даже не сразу поняла, что она беременна. Хотя срок уже большой. «Дразнилась» колечком на пальчике, гладила свой живот. Там лялька, маленькая девочка или маленький мальчик. И это так важно, так радостно!!! «Много ли бабе для счастья надо? Чтоб обнял, прижал к груди и сказал одно махонькое слово: «Люблю»…


    Источник: http://www.uraldrama.ru/press.php?id=97
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (23.07.2010)
    Просмотров: 1461