СБОРНИК ПЕРВЫЙ - СТАТЬИ - ПРЕССА - Каталог статей - сайт драматурга Флорида Булякова
Вторник
24.01.2017
18:09
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    СБОРНИК ПЕРВЫЙ

     

    Каждый должен заботиться о своей розе

    Комедия «Выходили девки замуж», премьера которой с успехом прошла в театре имени М. Щепкина, оказалась куда серьезнее, чем можно было ожидать. Драматург Федор Буляков довольно точно определил болевые точки современной российской действительности.
    На эту же тему можно было бы написать драму и даже трагедию. Но автор выбрал комедийный формат и вполне справился со своей задачей: и повеселил зрителей, и задуматься заставил. С юмором изобразить жизнь российской деревни под силу только большому жизнелюбу и оптимисту. Впрочем, Ф. Буляков мог бы сказать о себе так же, как в свое время Бомарше: «Я смеюсь, чтобы не заплакать».

    Нужно отдать должное мудрости и прозорливости режиссера: Николай Черныш, народный артист РФ, чувствует пульс времени. Не прибегая к каким-то особым ухищрениям и изыскам, он поставил на щепкинской сцене спектакль, греющий душу.

    Действие начинается с ощущения неуюта: дождь льет как из ведра, со страшной силой грохочет гром. Дом престарелых в «замерзающем поселке имени Шойгу». Унылый интерьер, железные кровати. Немолодые женщины, у которых все в прошлом, не по своей воле оказались под одной крышей.

    За каждым образом – судьба. Вот, к примеру, староста Иваниха (арт. А. Краснопольская). Бывшая общественница, она и здесь, в «прогрессивной старушечьей обители», активно проводит линию администрации, рьяно добиваясь, чтобы «коллектив одуванчиковый» соблюдал «мертвый час государственный» и прочие режимные моменты.

    И даже замуж выходить, убеждена Иваниха, нужно только с благословения главы (арт. И. Нарожный). Не повезло ей в личной жизни: вместо кедра попался муж «пенек». Сколько женщин могли бы вслед за ней сказать о себе: «Не жили мы, а социализм строили».

    Бесшабашная Васена (арт. Ю. Волкова) находит спасение от уныния в заветной бутыли. Сочинила себе биографию, в которую вместила ни много, ни мало трех мужей. Как выяснилось в минуту откровения, на самом деле не было ни одного.

    Кроткая Полина (арт. Т. Дюжикова) всю жизнь горбилась на черной работе. Муж ведрами пил водку и колотил ее чуть не до смерти. Жизни не хватило ему рассмотреть свою половинку как следует. И все равно Полина вспоминает о нем без злобы.

    И, наконец, четвертая обитательница, Авдотья (арт. И. Тихонова), «терпящая, сносящая все, как собака», кажется, вот-вот отдаст Богу душу. Все первое действие она прикована к постели.

    Эти женщины, обделенные счастьем, – «золотой фонд государства, живая история». Прав глава администрации: «Им цены нету». Как же отблагодарила их власть? Угол в доме престарелых да скудная пенсия, за которой они готовы бежать на почту в любую слякоть, - вот все, что есть у них в этой жизни.

    Но и для этих бедолаг наступает праздник. Светом в окошке становится для них башкир Абдулла (нар. арт. РФ Н. Черныш). Из соседней деревни, уже вымершей, его заманил глава «процветающего» поселка.

    «Это у вас они передовики производства, а у меня они женщины», - замечает в разговоре с ним Абдулла. Для каждой находит он добрые слова и «подарок от зайца». Женщины расцветают на глазах, забывают о своих горестях-хворях и готовы идти за джигитом хоть на край света.

    Даже Иваниха, поначалу недоверчивая ко всему «татарскому», и та собралась за него замуж. Ведь у «Бабая» – «душа со свечечкой», а «глаза как у олененка». Разве можно устоять перед мужчиной, который, подобно Антуану де Сент-Экзюпери и его Маленькому Принцу, утверждает: «Каждый должен заботиться о своей розе».

    Как когда-то красноармеец Сухов в фильме «Белое солнце пустыни», Абдулла неожиданно для себя становится обладателем гарема… из четырех русских женщин. По доброте душевной не может он отказать ни одной, всем обещает найти место в своей большой избе.

    Напрасно глава пытается удержать женщин от «безрассудного» шага, помешать союзу с «кочевником». «Пойдем за ним, коли своих нет!» - отрезает бабка Авдотья.
    Какой неожиданный поворот сюжета! Есть, над чем задуматься мужчинам.

    В этой грустной комедии и финал довольно драматичен. Пока Абдулла устраивал матримониальные дела, избу его по распоряжению властей раскатали по бревнышку. И здесь не растерялся старик: «Мы пойдем на мой пустырь и разведем там костер». Казенным стенам герои спектакля предпочли жизнь под открытым небом.
    Режиссеру удалось добиться ансамблевого звучания всех актерских работ в спектакле, единого дыхания сцены и зала.

    Языком «легкого» жанра создатели постановки рассказали о серьезных проблемах: об умирающей деревне, о заброшенных ее обитателях, о межнациональных отношениях, о женщинах, мечтающих о любви в любом возрасте, и о мужчинах, способных дать им счастье.

    Настоящий творец – всегда гуманист. Отрадно, что сегодня, когда волна ксенофобии, неприязни к инородцам грозит захлестнуть Россию, театр имени М. Щепкина остается верен своему высокому назначению, помогая зрителю уберечь душу от ржавчины предрассудков.

    Специально для ИА «Бел.Ру» Элла Саркисьянц

    Пока горит свеча...

    БГАДТ им. М.С.Щепкина. Ф.Буляков «Выходили девки замуж...».
    Режиссер - Н.Черныш, художник - Ю.Доломанов.
    В культовом фильме советской эпохи красноармеец Сухов уводил угнетенных женщин Востока от мужа Абдуллы к светлому будущему. В пьесе Флорида Булякова «Выходили девки замуж...» башкирский старик Абдулла уводит четырех русских пенсионерок в никуда. Но это «никуда» кажется бывшим строительницам светлого будущего настоящим земным раем.
    Пересказывать пьесу для рецензента - дурной тон. В таком случае он, по остроумному замечанию Бернарда Шоу, обязан отдать гонорар драматургу. Значит, ограничимся кратким изложением сюжета. На ночёвку в поселковый дом престарелых, где проживают четыре одинокие пенсионерки, определен старик Абдулла (нар. арт. России Н.Черныш). Прибыл он в поселок с важной, хотя и весьма абсурдной миссией: подковать верблюда. И условие главе местной администрации поставил: чтобы тот отвел его к русским женщинам. Мотивирует Абдулла свое желание по-восточному витиевато, но суть проста: влечёт его славянская красота души и сердечная доброта. И вот этот странный старичок, который выглядит как дервиш, разговаривает как суфий и чем-то неуловимо напоминает горьковского Луку, творит настоящее чудо. Нечаянно зажигает «свечечки» в душах баб, битых жизнью и мужиками. А в итоге становится обладателем гарема. Ведь обитательницы дома престарелых со всей страстностью русской натуры готовы следовать за своим утешителем и спасителем не только в окруженный волшебным лесом сказочный дом с чудо-печкой и чудо-крыльцом, но и в голую степь, раскинувшуюся на территории, что равняется пяти Франциям.
    Что это? Комедия? Притча? Абсурдистская пьеса? Фарс? «Ну да! Фарс, водевиль, трагикомедия! Смешение жанров, черт подери!» - как говаривал герой «Покровских ворот». И это смешение жанров создает удивительное обаяние пьесы - смешной и грустной, доброй и мудрой, заключающей в себе немало смыслов и подтекстов. Не удивительно, что она привлекла внимание Николая Черныша, у которого в режиссерском творчестве тема женской судьбы, похоже, стала сквозной.
    В спектакле «Выходили девки замуж...» четыре женщины на дне бытия, уцелевшие в некоем апокалипсисе (в отличие от вымерших как класс русских мужиков), возрождаются к жизни и переживают удивительные метаморфозы. Когда сквозь бренную плоть, облаченную в казенные спортивные костюмы и войлочные ботинки-«прощай молодость», начинает просвечивать душа... И тогда разбитная, горластая, резкая Васёна (арт. Ю.Волкова) заговорит почти что словами из монолога Катерины. Забитая, смиренно-блаженненькая Полина (арт. Т.Дюжикова) в свой «момент истины» улыбнется и точно наполнится внутренним светом. «Мать-командирша» Иваниха, жившая не для счастья, а чтобы «коммунизм строить» (арт. А.Краснопольская), едва не всплакнет, вспомнив «оленьи» глаза своего мужа-недотёпы. А лежачая да требовательно выкрикивающая нечто нечленораздельное Авдотья (арт. И.Тихонова) размечтается о том, чтобы спеть хоть ещё разок в лесу.
    И когда Абдулла, на минуту выпавший из реальности, но воскрешенный слезами и поцелуями новообретенных жён, уходит со сцены, отчего-то больно сжимает сердце. Не в тот ли иллюзорный «сад наслаждений», откуда возврата нет, уходит он со своими пожилыми гуриями? Наверное, нет. Ведь жанр спектакля - комедия. Хотя и с притчевой начинкой...
    ...В спектакле «Выходили девки замуж...» есть очень точный и емкий символ, придуманный заслуженным художником России Юрием Доломановым - фонарики, над которыми распростерли свои купола зонтики. Смысл, который несет в себе эта деталь сценографии, открывается в финале. И ты так ясно и отчетливо понимаешь: у каждой свечечки должно быть укрытие, кто-то должен позаботиться, чтобы огонек её не погас на житейских семи ветрах. Ведь пока горит свеча, мы живы...
    Наталья ПОЧЕРНИНА.
     
    СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ,
    или Робинзоны на обитаемом острове

    В минувшую субботу на сцене Казахского академического театра драмы имени М.Ауэзова состоялась премьера спектакля "Выходили бабки замуж". Режиссер постановки - заслуженный деятель культуры республики Аубакир Рахимов. Автор пьесы - башкирский драматург Флорид Буляков, перевод - Толымбека Алимбекулы.
    Действие комической драмы происходит в доме престарелых. Здесь на закате жизни оказались четыре пожилые женщины. Не бабушки, а именно женщины, потому что, несмотря на преклонный возраст, они чувствуют себя женщинами. Они по-прежнему ждут комплиментов, кокетничают и очень сильно обижаются, когда к ним относятся, как к старушкам.
    У каждой своя драма, своя судьба, свой характер и темперамент. Каждой есть что рассказать, чем поделиться, о чем поплакаться. Несмотря на свое глубокое одиночество, героини спектакля не теряют оптимизма, чувства юмора и желания полноценно жить. Серая, однообразная жизнь в приюте нарушается с появлением старика Абдоллы, вернее, пожилого мужчины. Каждая из женщин втайне надеется на его благосклонность и внимание. Чего только не вытворяют немолодые невесты в стремлении понравиться ему, их борьба и соперничество вызывали улыбки зрителей в зале.
    Спектакль полон смеха, юмора, однако почему-то после каждой шутки становится невыносимо грустно и тоскливо. И не только потому, что до боли в сердце жалко бедных старушек, оставшихся без мужей, детей и дома. Через весь спектакль проходит невидимая нить, которая дает каждому зрителю ощущение внутреннего неспокойствия. Причина которого - жуткое человеческое состояние: одиночество. Как ужасно, оказывается, не иметь родных. Но еще ужаснее иметь родных, но быть им не нужным. Возможно, у этих женщин есть где-то взрослые дети, ведь они все были замужем и имели семьи и дома. Но в силу разных обстоятельств они попали в дом престарелых. Глядя на них, ощущаешь пустоту внутри них и вокруг них. Они страдают от того, что не могут дарить свою материнскую любовь, радоваться первым шагам и успехам внуков, опекать и заботиться о них, давать мудрые, обогащенные жизненным опытом советы своим взрослым детям.
    Режиссеру Аубакиру Рахимову удалось передать тему одиночества и старости. Порой в повседневной суете мы забываем о своих престарелых родителях, которые, как малые дети, радуются малейшему вниманию с нашей стороны. И вопрос даже не в том, что сегодняшнее поколение стало черствым к своим родителям и может запросто, без моральных мук, сдать их в приют для стариков. А в том, что завтра эта же судьба может ожидать и нас. Никто из нас не застрахован от того, что на старости лет не станет никому не нужным одиноким стариком. Нет таких гарантий ни для кого.
    Режиссер сказал корреспонденту "ЭК", что знает немало молодых людей, которые, бросив в ауле своих стариков, обитают в городе без дома и без постоянного хлеба, довольствуясь дневной выручкой от продажи на рынке. Они уехали, потому что не могут их прокормить, вдалеке от них они не видят их проблем, и им так легче. Некоторые даже говорят, что если их пожилые родители умрут, то не смогут поехать на похороны - нет денег. "Как-нибудь сельсовет похоронит", - надеются они.
    Поэтому, когда смотришь спектакль, то даже не задаешься естественным в данном случае вопросом: "А где их дети?". Эти женщины, по мнению режиссера, - жертвы нашей общественной системы. Они жили честно, добросовестно трудились (одна из них - бывший партийный работник, другая была актрисой) и были уверены в завтрашнем дне. Но эта уверенность лопнула как мыльный пузырь. Богатств они не скопили, а немалый счет в сбербанке, отложенный на черный день, вмиг превратился в копейку. Смотришь спектакль, и задаешь себе немало вопросов. Неужели рыночные отношения воспитывают поколение расчетливых эгоистов, которые не способны обеспечить достойную старость своим старикам? А сможем ли мы обеспечить свою достойную старость? И куда движется наше общество, если сегодня его полноценные члены, забыв многовековые традиции, оставляют новорожденных детей в домах малюток, а своих родителей сдают в дома престарелых? И почему так много робинзонов при многочисленной родне, в многомиллионном городе? (Не зря старика Абдоллу односельчане прозвали Робинзоном Крузо).
    И к чему бы ни стремилось сегодняшнее общество, будь то светлое будущее или капиталистический рай, любому человеку при жизни важен и необходим как воздух очаг своего родного дома. И ради этого очага, своей печки, в буквальном смысле, героини спектакля готовы пойти за стариком, у которого есть ветхий деревянный домик в покинутом всеми ауле. А бедный одинокий старик из чувства жалости, прекрасно понимая, как страдают эти никому не нужные старушки в казенном доме, готов взять в жены одновременно всех четверых. Услышав от него: "Собирайся. Я тебя заберу отсюда", каждая радостно и лихорадочно собирает свои нехитрые пожитки, готовая отправиться с ним в нелегкий путь. Однако появившийся в доме престарелых председатель колхоза, который обманным путем привел сюда старика, заявляет, что его дом снесен "на топку". Старик Абдолла (народный артист РК Сабит Оразбаев), подаривший надежду четырем обитательницам казенного дома, в итоге сам становится обычным клиентом Дома Страданий, Тоски и Одиночества.
    Новая работа режиссера Рахимова заставляет задуматься о нашей сегодняшней и будущей жизни не только старшее поколение зрителей, но и молодых людей, которых в зале Театра имени М.Ауэзова в день премьеры было немало. И это удалось трагикомичному спектаклю благодаря участию в нем известных мастеров сцены - народных артистов республики Фариды Шариповой, Нукетай Мышбаевой, Замзагуль Шариповой, Сабита Оразбаева, восьмидесятитрехлетней народной артистки СССР Шолпан Жандарбековой и заслуженного артиста РК Уаиса Султангазина.
    Гульбану АБЕНОВА
     
    2.

    В областном Казахском, драматическом театре имени С.Сейфуллина стало одной комедией больше. Благодаря синхронному переводу сценическая история веселит и тех, кто не знает казахского языка.
    Когда в девушках сидишь, совет: выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть, - может быть, и к месту. А вот когда тебе далеко за 50, ты одна-одинешенька на всем белом свете, и тебя окружают только вдовы да бобылки, то замужество видится, оказывается, как врата в рай. Найти мужа и выбраться с ним из замкнутого круга, который уготовили одиноким людям в заброшенных селах местные руководители, захотели сразу четыре героини одной комедии в областном Казахском драматическом театре имени С.Сейфуллина. Что из этого получилось, можно узнать, посмотрев спектакль "Выходили бабки замуж" по пьесе Ф.Булякова в постановке режиссера, заслуженного деятеля РК А.Оразбекова.
    Премьера его состоялась 21 февраля 2002 года. Сделан еще один творческий шаг к предстоящему 70-летнему юбилею театра, который коллектив отметит в июне. Коллектив ищет пути, которые бы приводили в зал как можно больше зрителей. Поиски драматургических произведений не ограничиваются полками с казахской литературой. Переводы пьес, авторы которых - представители других народов, приносят очевидные успехи режиссеру А.Оразбекову, художнику К.Максутову, их коллегам-артистам, подтверждая тем самым правоту суждения гениального В.Гете: сцена и зрительный зал, актеры и зрители создают целое только в совокупности.
    Артистки Н.Жансугурова, А.Ахметкалиева, Б.Кемалова и Г.Рашкалиева заставили зрителей смеяться до слез над наивностью, а то и над глупостью одиноких, в общем-то, несчастных героинь. Каждая из них нашла особые краски, демонстрируя разные привычки и характер женщин. У каждой есть емкое долгое прошлое, но ни одна не видит светлого в коротком будущем. Каждая из них исправно трудилась во имя процветания государства. Каждая может сказать спасибо родной стране за счастливое детство и особенно - за счастливую старость в колхозе, который уместно назвать "50 лет без урожая".
    Женщины одна за другой открываются в тоске за тем, что утратили из принадлежавшего им "богатства": кто корову, кто печку-очаг с неповторимым домашним теплом, кто сладкий запах свежего хлеба. Ушли в мир иной суровые мастеровые мужья, а покой, который так часто снился женам, пришел сейчас, да совсем не в радость. Сменили долю, да, видно, потеряли волю. И нет у них желания доживать старость в казенной комнате на пайках от сельсовета. А вот коротать век с надежным человеком, понимающим да обеспеченным, в хорошем доме, с нормальным хозяйством, рядом с лесом пожелали все.
    Русские имена героинь можно воспринимать только как обозначения. Действительно, ну "...что имя? Роза пахнет розой" - говорил устами Джульетты В.Шекспир, Сам Флорид Буляков перевел пьесу на русский язык с башкирского. Но суть происходящего в ней может нас перенести в любой уголок на земном шаре, где существует Дом престарелых или примитивное общежитие для ветеранов. Пожилых людей свезли из разных деревень, полустанков или хуторов, потому что они оставались там в единственном числе. Миграция населения обернулась вымиранием некогда людных мест.
    Их поселили вместе. Хотят ли этого сами квартиранты дома престарелых - никого уже не спрашивают. Все равно им возвращаться некуда. Дома раскатали на дрова. "Пока стоит изба - деревня есть. Не будет ее - деревни не станет".
    Единственную мужскую роль в этом камерном спектакле - великодушного кузнеца, татарина Абдуллы - сыграл заслуженный артист Казахстана Р.Баймагамбетов. Роль такая, что играть в ней нечего. Она слишком простовата, я бы сказала, плоская. Объем, колоритность роли придает сам артист. И фактурной внешностью, и сочными красками. Он кладет их уверенными мазками на "холст", где под кистью опытного художника проступает портрет беззлобного бобыля, незаменимого мастера, знающего себе цену. При этом очень одинокого человека. А ведь когда-то он мечтал иметь пять жен и один выходной.
    - Играть, действительно, нечего. Каждый образ здесь выписан драматургом дотошно, со всеми нюансировками. Но именно в этой ситуации заложено много смысла. Есть глубокий подтекст, и он дает волю артистам и режиссеру в передаче главной идеи - показать проблему сегодняшних стариков, - выражает глубокое удовлетворение увиденным на сцене директор театра А.Сыздыков. - Человек приходит в мир смеясь. Уходит молча. Считаю удачным литературный выбор Алимбека Тохтаровича.
    Наши старики забыты своими детьми, окружающими их близкими и дальними родственниками. Неожидан финал. Он оставляет зрителя в раздумье. Воспрянувшие духом, веселые соседки по комнате собрались уйти из общежития жить к Абдулле. Но уйдут ли? И куда их поведут дороги, легшие белыми скатертями-рушниками?
    - Вперед, к чему-то светлому, - отвечает постановщик, главный режиссер театра А.Оразбеков. - Проблема брошенных стариков не менее актуальна, чем брошенных детей. У меня была задача не только рассмешить, но научить, иносказательно показать обществу, что нам угрожает. Я считаю, что актеры справились с поставленной задачей. Свободу в перевоплощении им принес сам жанр комедии, они не были скованы жесткими рамками заданности образа, как это бывает, например, в трагедии.
    "Что наши годы!" - оптимистично восклицают "девушки", которые и возраста-то своего не помнят: то ли с 1897, то ли с 1907 года. И зрители смеются. От души, не высмеивая старость, понимая прекрасно, что все мы идем к ней. И в том осознании есть заслуга театра, который существует ради праздника добрых чувств, пробуждаемых со сцены. Наталья РЫЖКОВА
    "Индустриальная Караганда"

    10.03.2002 г.
     
     
    «ВЫХОДИЛИ БАБКИ ЗАМУЖ»


    Ежегодный фестиваль «Театральная весна», который проводится в учреждениях культуры области, пришел, наконец, и нашу Уржумскую землю. 9 апреля состоялась премьера Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». После нескольких лет забвения, народный театр при Уржумском центре досуга приятно удивил зрителей. Предыдущие попытки поставить на сцене что-либо приличное не увенчались большим успехом. На этот раз получилось. А значит, еще не иссяк талант в народе, что и подтвердила состоявшаяся премьера. К сожалению, в последние годы наш провинциальный город, некогда слывший центром театральной культуры, растерял свои традиции. Не стали приезжать в Уржум коллективы профессиональных театров, а народный театр, который был достойным преемником, некогда работавшего в нашем городе первого Государственного колхозного театра, не смог сохранить былую славу. Но остались актеры, которым судьба родного театра далеко не безразлична. Благодаря им, предпринята очередная попытка возродить работу и традиции театра. Замечательный ансамбль актеров, удачно подобравших для этой постановки, словно выстрадали через себя героев спектакля. На протяжении двух часов они, как-бы приворожили зрителя к своей игре, который неоднократно подчеркивал это своими аплодисментами.
    Центральная тема спектакля – судьба русских женщин, тружениц послевоенного лихолетья. Волею судьбы, на старости лет они остались в одиночестве, и каждая по-своему переживает этот удел. За свой нелегкий труд во благо Родины, они заслужили одинаковую награду – скромный уголок в колхозном общежитии. Здесь и разворачиваются главные события. Строптивая Иваниха, этакий прообраз строителя коммунизма, строго соблюдающая правила социалистического общежития, не дает спуска своим подружкам, заставляет жить их по распорядку дня. Ее прекрасно сыграла Наталья Морозова. Главная героиня спектакля – Васена – исключение из всех правил. Живет сама по себе. Не в меру, и не по годам темпераментная женщина, пристрастившаяся к емкости, в которой хранит извечный напиток веселья. Она постоянно пытается подчеркнуть свою не до конца еще потерянную красоту и неугаснувшее в душе чувство любви. Эту роль исполнила Галина Лачкова. Совершенно противоположный характер Полины сыграла Людмила Данилова. Ее героиня чаще молчалива, а если и говорит, то порой заговаривается. Между делом вспоминая мужа, который «ласкал» ее кулаком, но вспоминает по-доброму, без зла, а порой даже с сожалением. Авдотья – древняя старушка, давно забывшая год своего рождения. Этот образ замечательно сыграла Лидия Попова. Ее героиня – себе на уме. Видит да не видит, слышит да не слышит, но до случая.
    С появлением в их обители Абдулы – вечного бобыля из соседней деревни, в размеренной жизни пенсионерок все меняется. Каждая из них желает покинуть общежитие и перебраться с Абдуллой в его избу. По одиночке они уже договорились со стариком – татарином, который принимает нелегкое решение взять в жены всех четверых, поскольку его вера такой вариант допускает. Роль сыграл Андрей Мормышев. Но тут в дело вмешивается председатель колхоза. В этой роли мы видим Феликса Исупова. Он стыдит своих подопечных за отсутствие патриотизма родному колхозу, которому в целях воспитания молодежи старушки нужны именно здесь, в общежитии. Но не только словами действует председатель. Он разбирает дом Абдулы, чтобы вынудить его переехать в общежитие колхоза. Но тот непреклонен, и уходит жить в открытую степь. Уходит один, а четверо подружек с председательским патриотизмом остаются в своей скромной комнате.
    На протяжении всего спектакля зрители сопереживали с ними и одиночество, и несостоявшееся вынужденное коллективное замужество. Замечательно то, что действие спектакля во многом перекликаются с судьбой пожилых женщин, сидящих в зале. Через игру актеров они как бы получили возможность вновь прожить некоторые эпизоды своей жизни.
    Еще раз повторюсь, спектакль пришелся по душе зрителям, которые теплыми аплодисментами благодарили актеров. Именно эта благодарность подтвердила, что работа проделана не зря. С удачной премьерой можно поздравить режиссера народного театра Елену Куроленко. Добрых слов заслуживает художник Сергей Кокорин, хореограф Екатерина Пестова и музыкант Егор Куроленко. Удачи вам, милые актеры, и творческих дерзаний.
    Итак, премьера состоялась. Проделана громадная работа, каждый актер выстрадал через себя героев спектакля. Спектакль заслужил право на жизнь. А для того, чтобы он не стал традиционным показом для галочки, необходимо пожелать режиссеру работать с ним и в дальнейшем, не охлаждая желание актеров творить новые постановки.
    М. Юнусов
    "Уржумские Ведомости" 2004 год



    ТАГИРОВА А. ДОБРО ДЕЛАЮТ ВОВРЕМЯ
    Южный Урал. - Оренбург,
    1999. - 12 марта (№45)

    <Любишь - не любишь?...> - спектакль с таким интригующим названием
    идет на сцене Оренбургского татарского театра им.Файзи, поставленный в
    жанре трагикомедии новым режиссером Вакилем Юсуповым.
    Сюжет спектакля - притчи, преподнесенные в двух временных
    пространствах (годы молодости и старости главных героев).
    Где-то в наши дни доживают свой век Абдулла и Фатима. Все есть у них:
    дом крепкий с яблоневым садом, бочка меда про запас.
    Но Смерть начала стучаться к старику и даже поставила условие: <Если
    успеешь за три часа сделать доброе дело - будет тебе десять
    дополнительных годков>.
    А где они теперь - добрые дела? Их днем с огнем не сыскать. И
    обстоятельства играют не в пользу Абдуллы. А ведь было время, когда
    ему с женой не нужно было ничего ни годков, ни добрых дел. Работали не
    покладая рук, не заметив, как в спешке прошла жизнь. И оказалось, что в
    семье есть достаток, но нет детей, которые ох как нужны оказались в
    старости. Нет тепла в семейном очаге, и мучает совесть.
    Супруги начинают вспоминать свою молодость: <А все ли мы сделали
    правильно?> И мы вместе с ними благодаря удачной режиссерской
    находке переносимся в годы их молодости, видим, как они общаются меж
    собой. Кульминационным моментом стала сцена, когда Смерть забрала не
    Абдуллу, который готовился к последнему часу и даже пытался слукавить,
    а его спутницу жизни - Фатиму.
    Вот она, терпеливая женщина! Ничего хорошего не видела при жизни, ни
    доброго слова, ни внимания, из-за чего страдала, но не отчаивалась.
    Потрясающа сцена семейного обеда. Молодой, крепкий Абдулла сидя ест,
    а жена ждет, когда он разрешит ей присоединиться к трапезе.
    Я вспоминаю рассказы бабушек, которые снимали сапоги с пьяных
    мужей, и не роптали. Далеко ли мы ушли сейчас? Татарские женщины
    особенные. Редкая позволит себе браниться с мужем или ослушаться его.
    Эти правила поведения определены Шариатом. И все национальные
    оттенки семейных взаимоотношений, живой колорит показал нам автор
    пьесы Ф.Буляков. И колорит этой жизни так близок мне - дом деревенский,
    яблоневый сад с качелями. Помню, мама оставляла нас, маленьких, одних
    дома. Практически мы ее и не видели. Все время она пропадала на работе
    ради трудодней. Из-за них не успел завести детей и наш герой Абдулла:
    И все-таки на вопрос поставленный в названии спектакля, мы слышим:
    <Да, люблю!> - кричит Абдулла после смерти жены. А как она хотела это
    услышать в молодости! Скажи он вовремя доброе слово, может, совсем по-
    другому сложилась бы жизнь семьи?
    Спектакль наводит на раздумья, на ревизию своей жизни. И как говорит
    В.Юсупов, если каждый после спектакля задумается и иначе посмотрит на
    близких, значит, мы задачу выполнили.
    Здесь огромная заслуга, конечно же, и артистов. Особо удивила игра
    Альфиры Юсуповой (старая Фатима). Молодая красавица,
    дебютировавшая на сцене совсем недавно, отлично справилась с ролью
    старухи. Походка, речь, характер, богатый внутренний мир - все она
    вложила в свою Фатиму, и получилось очень убедительно.
    Айрат Хабибуллин (молодой Абдулла) полностью вжился в свой образ и
    внешне, и внутренне. Хотя ему легче играть мужчину в расцвете сил,
    работягу. И к радости режиссера, образ получился сочный,
    запоминающийся. Понравилась зрителям и Зульфия Мавлютова,
    исполняющая роль молодой Фатимы. Ее героиня всем хороша, в ожидании
    жениха, в преданности и в отчаянии, в надежде на любовь и материнство.
    Мавлютовой особо удаются лирические образы. Но одноплановость ей не
    грозит, если вспомнить, что роль старухи в спектакле <Выходили бабки за
    муж> у нее получилась очень яркой.
    Старого Абдуллу играет сам Вакиль Юсупов. Его герой предстает перед
    нами в начале спектакля в лихорадке смерти. Абдулла торопит жену,
    которая с ног сбивается в поисках добрых дел. А сам он лежит навзничь в
    ожидании смерти, показывая характер. А ведь в свое время Абдулла
    прогонял пухнущую от голода соседку и по указке сверху отправлял
    помощь ленинградцам.
    Но добро нужно делать вовремя и искренне - вот главная мысль
    спектакля. Правда, герой Вакиля Юсупова после каждой встречи с
    молодостью меняется, становится добрее и мягче. Он сокрушается по
    прожитому, оказавшемуся неправильным.
    Вот так, сцена за сценой, в едином дыхании проходит спектакль о любви,
    о женской доле. Очень человечная пьеса.
     
     
    От Пистолета до бабушки Бейберикээн...

    В юбилейный год любимого Саха театра заслуженной артистке ЯАССР, ветерану войны и труда Марии Варламовой исполняется 75 лет. Служит она в театре с 1956 года! Театр тогда был единым - музыкально-драматическим, и Мария, получившая образование вначале в музыкальном училище, а затем на вокальном отделении Уральской консерватории им.М.П.Мусоргского, поступила в состав труппы. Неизвестно, как сложилась бы ее творческая биография, если бы директор З.Т.Тюнгюрядов и главный режиссер С.А.Григорьев не пригласили ее из музыкальной части театра в драматическую. Дело в том, что в 60-е годы театр остро нуждался в артистках, способных играть детские роли...
    Театр того времени - это расцвет мастерства ведущих актеров, ставших ныне легендой, с которыми рядом работали молодые выпускники-"щепкинцы". А для Марии актерской школой стали театральные подмостки, где она постигала мастерство. С благодарностью вспоминает поддержку заслуженной артистки ЯАССР Прасковьи Петровой, оказывавшей помощь на первых порах...
    И Варламова переиграла в театре практически весь детский репертуар, создав неповторимые образы... мальчиков. Это и Пистолет из спектакля "Братья" С.Ефремова, и Михась из "Разрыва сетей" А.Аччыгыйа, и Мюлджи из "Сайсары" С.Омоллоона, и Жанболот из "Материнского поля" Ч. Айтматова... Конечно, она играла и девочек, а особенно хороша была в спектакле "Керегэй" М.Эверстовой-Обутовой.
    Есть у Варламовой роль, о которой хотелось бы сказать отдельно. Это роль Василисы в пьесе "Вновь бы расцвел подснежник" малоизвестного автора Ф.Булякова, поставленной специально к 70-летнему юбилею артистки. Благодаря прекрасному актерскому составу простенькая комедия превратилась в интересный спектакль и уже в течение пяти лет радует зрителей. Здесь есть и юмор, и трагизм, и любовь. Василиса в исполнении Марии Варламовой очень яркая. Она и смешна, и трогательна, поскольку готова на подвиг ради всех обиженных и оскорбленных. За внешней ее безалаберностью и шутовским балагурством кроется удивительная способность чувствовать и понимать людей. Эта роль для артистки особенно дорога, поскольку здесь ей выпала редкая возможность показать себя во всех своих проявлениях - и петь, и зажигательно танцевать...
    Мария Варламова как актриса многогранна, как исполнительница песен - проникновенна, как бабушка - необыкновенна: в 2003 году ее назвали "Бабушкой года"! И еще она пишет стихи...
    Крепкого ей здоровья, творческого вдохновения на долгие годы и, конечно же, новых ролей! А Саха театру хочется пожелать волшебных возможностей все больше удивляться и каждый раз удивлять своего зрителя.
     
     
    "Не все избы раскатанны..."
    Ольга Северная
     
    Верхний Ландех. Народный театр. Режиссер Ольга Тропкина, заслуженный работник культуры РФ, представляет спектакль по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж». Это не премьера, спектакль играется шестой раз. Играют не столько для зрителей, те уже посмотрели спектакль по несколько раз, играют для комиссии. Раз в два года все Народные театры области подтверждают свое звание
    Пьеса «Выходили бабки замуж» давно апробирована любительскими театрами, вспоминаются удачные постановки этой пьесы в шуйском Народном театре (режиссер Н. Аршин) и в лухском Народном театре (режиссер Р.Казаков). Сюжет задорен и печален одновременно. Четыре женщины, отдавшие свою жизнь и здоровье колхозу, проживают последние годы то ли в Доме престарелых, то ли в собесовском Приюте. Дружат, ругаются, нарушают установленный распорядок дня, слушают музыку и тоскуют о прошедшей жизни. Однажды в их «богадельне» появляется пожилой и одинокий кузнец Абдула, и «бабок» как будто подменили, они дружно засобирались за него замуж, а точнее не за самого Абдулу, а за дом его, что один-одинешенек посереди когда-то большой деревни остался. Дом этот строил когда-то муж одной из «бабок», печь там сложил муж другой...А третьей женщине просто хочется на высокий порог выйти и на лес с него посмотреть, птичьи голоса послушать, сладкого соснового воздуха глотнуть. Все четыре актрисы: Васена (Валентина Малыгина), Полина (Лидия Баранова), Иваниха (Лидия Смирнова) и Авдотья (Надежда Сквознякова) очень органичны, подвижны, создается ощущение, что играют они самих себя. По рассказам режиссера все четверо уже на пенсии, жизнь прожили сложную, и горюшка хлебнули, и счастье видели, так что историю эту рассказывают они нам со сцены с точным знанием проблемы и с особой правдивостью. Исполнитель роли кузнеца Абдулы - Дмитрий Афутин, молод, но право, стоит приехать в Верхний Ландех, чтобы посмотреть на его игру! Сосредоточен, умен, жалостлив - его герой готов забрать к себе всех четырех женщин, не гарема ради, а жалко ему стало их, понял, что пропадут «бабки» в собесовской клетке, пусть на природе последние годочки порадуются, в теплом доме поживут, своим присутствием умирающую деревню оживят. Есть у Абдулы монолог, который полностью передает состояние души этого человека. Рассказывает он женщинам, что он столько за свою жизнь коней подковал, что если из космоса посмотреть, много по земле раскиданных подковок увидеть можно. Пройдет человек, поднимет подковку, домой унесет, счастлив будет. Эдаким кузнецом всеобщего счастья и предстает перед нами Абдула. Заканчивается спектакль печально. Не захотел председатель колхоза (Алексей Кузнецов) отпускать знатного кузнеца и приказал раскатать по бревнышкам его избу, а самому Абдуле комнату обещал в этом же славном собесовском Приюте. Нет дома. Конец мечте. Не «бабки» на волю, а Абдула к ним в «клетку». Жалко их до слез. И разрушенные, брошенные деревни жалко. Я хоть и городской житель, но такие деревни видела. Собирая ягоды, забрели мы однажды с мужем в заброшенную деревню, и жутко стало. Смотрели на нас печально выбитыми окнами, словно жаловались, забитые досками дома, от ветра скрипела калитка. Еще не успели добраться туда добытчики всего железного, но мы понимали, что мародеры скоро придут и последнее растащат, сравняют деревеньку с землей. Нет сегодня на карте нашей области этой деревеньки, хорошо, если в музеях о ней память осталась… Обидно! Шли мы тогда по деревне, словно хорошего человека хоронили. Вышли около полуразрушенной часовенки, встали и поклонились низко деревеньке, название которой нам не суждено было узнать. Вот такие мысли навеял на меня спектакль верхнеландехо
     
    МИЧУРИНСК

    Со спектаклем "Выходили бабки замуж" (режиссёр Н. Елесин), премьера которого состоялась на Малой сцене весной этого года, мичуринские актёры уже дважды побывали на гастролях в санатории им. Калинина. И каждый раз их встречали на редкость тепло и радушно. По-другому и быть не может, ведь лирическая комедия Ф. Булякова, словно хорошо сшитое платье, импонирует зрителям разных возрастов. Кто-то от души посмеётся, кто-то призадумается, а кто-то и взгрустнёт, вспомнив свою осень жизни.
    Собственно говоря, названная комедия стала своего рода бенефисом заслуженных артистов России, служащих театральному искусству в мичуринском храме Мельпомены. Игра всех актёров была настолько слаженной, что напоминала ансамбль, в котором один инструмент удачно дополняет и оттеняет красоту звучания другого. И невозможно рассмотреть актёрскую работу одного из исполнителей отдельно от другого, настолько самозабвенно все они погрузились в жизнь изображаемого на сцене персонажа.
    Спектаклем "Выходили бабки замуж" отметила свой юбилей заслуженная артистка России Виктория Леонидовна Дзидзан. Она исполнила роль одной из четырёх подружек-старушек, находящихся в доме престарелых. Её героиня Мария - пожилая женщина с менторским тоном и, видимо, богатым коммунистическим прошлым, пролетевшим под лозунгом "Вперёд, в светлое будущее!". Вот только будущее оказалось затемнённым настолько, что к бабушкам пожаловал электрик Иван, тоже преклонных лет. Его роль исполнил заслуженный артист России Я. Волговской.
    И зашёл он к нашим подружкам вроде бы ненадолго, да по делу, но успел весь затерянный между прошлым и будущим старушечий мирок растревожить. До его прихода бабушки жили, ежедневно отстаивая свои интересы. Галина (заслуженная артистка России Т. Николаева) песни напевала и мечтала о приснившихся во сне новых туфельках, Ольга (заслуженная артистка России В. Кошмина) стихи в тетрадь записывала, Авдотья (Т. Рогачёва) недвижимая лежала на своей кровати. Мария же всех контролировала, регулярно напоминая о правилах, в которых, кстати, нет разрешения песни петь в тихий час да стихи писать давно умершему мужу. И вдруг - электрик, а может, даже и жених.
    Встретили его так, как одинокие люди встречают любого, даже нежданного гостя, хлебом-солью. Так и остался Иван с ними обедать, памятуя о том, что в сумке лежит дорогой подарок, с помощью которого он надумал сыскать хозяйку в свой холостяцкий дом.
    А уж как невест искать, доподлинно известно из сказок - нужно туфельки примерить. Те самые, что Галина во сне видела. Только реальность не похожа на сказку о Золушке, которой достались хрустальные башмачки точно по ножке и прекрасный принц в придачу. В жизни всем нам приходится мириться с некоторыми неудобствами, будь то недостатки близких людей или… натирающая мозоли обувь. Каждый нуждается в своей толике счастья. Первая подумала об этом Галина, затем Ольга. Даже Мария, узнав о добротной печи в доме Ивана, захотела примерить нарядные туфельки, а заодно и роль невесты.
    Когда же туфельки подошли даже Авдотье, сомнений в счастливом исходе уже не было - невестами стали все четыре пожилые женщины. Вместе с их молодостью ушли эгоцентризм и непоколебимость убеждений, погас задор, свойственный юности, с которым можно было перевернуть весь мир. Зато остались мудрость, желание жить и трогательные воспоминания, свои у каждой. Вместе с лампочкой, из-за которой Иван оказался в старушечьей обители, в сердцах героинь загорелась надежда на новое счастье. Дай Бог, чтобы она никогда не гасла.
    Полина Светлова
    "Мичуринская правда", 26.07.2011
    http://www.michpravda.ru/articles/letnie-gastroli-5664
     
     
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (20.07.2010)
    Просмотров: 2501