ЗАМУЖ ЗА ВСЕВЫШНЕГО - СТАТЬИ - ПРЕССА - Каталог статей - сайт драматурга Флорида Булякова
Вторник
24.01.2017
06:09
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    ЗАМУЖ ЗА ВСЕВЫШНЕГО

    «Четыре жены и один выходной» — спектакль с таким названием предложат зрителям актеры Калининградского областного драматического театра 26 и 27 февраля.
    Автор пьесы, башкирский драматург Флорид Буляков простыми словами передал трогательную и горькую историю о четырех одиноких пожилых женщинах, постоялицах дома престарелых.
    Женщине нужно служить
    Разумеется, режиссер-постановщик спектакля Олег Куртанидзе, взяв пьесу за основу, привнес на сцену свое видение проблемы.
    Открывают первое действие четыре молоденькие девицы, которые, танцуя хип-хоп, энергично разрисовывают аэрозольными красками высокий забор. А что за ним?
    А за ним — дом престарелых, в котором происходит бесконечный ремонт, потому постояльцев поселили в спортзале.
    Героини — четыре одинокие пожилые женщины. Каждая — яркий образ и уникальная судьба, по жизни этих женщин можно изучать современную историю нашего государства.
    Ольга — день и ночь пишет стихи умершему мужу и сыну, погибшему в Афгане. Галина — заводная, почти безумная, поет и пляшет, в перерывах рассказывает небылицы о своих трех мужьях, которых, честно сказать, никогда не существовало. Не существовало потому, что молодость ее пришлась на войну, и женихов на ее век не хватило, осталась она божьей невестой. Мария, прапорщик в юбке, строго следит за тем, чтобы ее соседки по комнате соблюдали порядок и выполняли правила дома престарелых. Она и в молодости была активным общественным деятелем, а теперь осталась никому не нужной. «Каждый день просыпаюсь с мыслью, какую бы пользу принести родине, и каждый раз — такая фигня!» — сокрушается она о своей жизни.
    Авдотья, самая старая, лежит себе на кровати, не ест и не пьет, иногда очень в тему произносит: «Есс». Лишь под конец спектакля обретает она свой язык — он на полу, оказывается, валялся. Авдотья — трижды солдатская вдова, каждый ее муж уходил на войну в день свадьбы и погибал.
    Живут они себе в богадельне и света белого не видят. Но однажды к ним прибывает электрик… с туфельками на высоком каблуке под мышкой. И та, которой обувка подойдет, станет его женой. Но при такой безвыходной ситуации жениться электрику приходится сразу на всех четверых. И он, знаете ли, с поставленной задачей успешно справляется!
    В спектакле много музыки — для того, чтобы зритель не скучал, а вовлекался в авторский замысел и варился в предложенном им бульоне. На сцене одна женская ипостась сменяет другую– восточная томность и страсть, японская покорность, русская разудалость. И, конечно же, не обошлось без главного женского символа советской эпохи — Женщины с веслом и пионерки с горном. Куда же от них денешься…
    Да, смешного в спектакле много, но это лишь до поры до времени…
    Мы попросили режиссера Олега Куртанидзе поделиться секретами своего замысла.
    — Пьеса Флорида Булякова называется «Выходили бабки замуж», а для спектакля вы избрали другое название — «Четыре жены и один выходной». Потому что оно звучит позитивнее?
    — Да потому что выход у нас у всех один — это старость! Это то, что случится абсолютно с каждым, однако мы предпочитаем об этом не задумываться, пока мы в силе, и европейская цивилизация нам в этом помогает. Она все спрятала за забором — мы не видим, как рожают, не видим, как умирают, мы не готовы к этому, для нас, европейцев, это стрессовые ситуации. Больница, хоспис — сами эти объекты находятся в отчужденном состоянии. Именно европейская цивилизация построила культ молодости, гламура, потребления. Мы же живем среди ровесников — плюс-минус десять лет. Потому что наше сегодняшнее общество пожилых людей вообще отторгает. Это будто отработанный биологический вид. Они, пожилые, нас раздражают — в транспорте, магазине. Мы же должны толерантно к ним относиться, уступать им дорогу и место. А нас так воспитывают, будто мы на этой Земле главные. Молодым всегда у нас дорога, а вот вторая половина фразы как-то забылась.
    Я этот спектакль посвящаю своей маме — 25 февраля будет сорок дней, как ее не стало. А бабушке моей — 90 лет, она живая и такая бодрая да энергичная, что позавидуешь. Такой бы старости я хотел. Но мы же заранее не думаем об этом, потому что европейская цивилизация требует служения ей, чтобы мы работали на нее. А на востоке — наоборот, цивилизация обслуживает человека и делает все для того, чтобы он помнил о вечных ценностях, будь он нищий или миллиардер. И отношение к женщине там, безусловно, иное. Женщине нужно служить, и она в ответ даст тебе заботу, детей, покой — да все, что захочешь! Женщина всегда должна находиться под опекой – сначала родительской, потом мужа, потом — выросших детей. Но никак не в казенных заведениях вроде дома престарелых.
    Запад сгубила гордыня
    — По-вашему выходит, что спасения русским многострадальным женщинам следует ждать с Востока? Вот и «жениха» этих четырех героинь зовут Абдуллой…
    — Солнце всходит на Востоке, знание приходит с Востока, и избавление будет с Востока.
    Европейская цивилизация не доказала ничего, она пришла к дефолту, привела сама себя к кризису. Потому что она пытается через каждые 20-30 лет через войну или революцию списать все старое и построить что-то новое. А на Востоке существуют пятитысячилетные цивилизации, и ничего, казалось бы, не происходит, но развитие идет поступательно. И поэтому они в прорыве. Япония после землетрясения вон как быстро оправилась. Они умеют грамотно пользоваться ресурсами, с природой разговаривают, а мы рубим, режем, уничтожаем. Нас гордыня губит, мы ж себя умнее всех считаем, мы же все сами по себе, знаем лучше, чем кто бы то ни было. И пребываем в этом юношеском максимализме до 60 лет. «Я» — это очень страшный мотиватор, когда он находится в центре Вселенной.
    — А что должно быть в центре?
    — По моему мнению, Бог. Богоцентрическое общество должно быть. Не такое ритуальное, как у нас сейчас строится русской православной церковью.
    В основе человека стоит Бог. Ну, кто еще нам даст по вере нашей, кроме Бога? Государство? Как бы не так. Какого бы президента мы не избрали, он несовершенен. Конечно, я не могу сказать, что люди без Бога все плохие, но жизнь нужно прожить достойно. Наши героини ее прожили достойно, но что-то не так сложилось в их прошлой жизни. Отношение советского общества к женщине сформировалось не совсем правильно. Все четыре честно работали, строили социализм, но прошли мимо самого главного, мимо своего женского счастья.
    Режим не предполагает свободы
    — Через комедийную форму спектакля мы показываем изолированность пожилых женщин от общества, — продолжает раскрывать суть своей постановки режиссер из северной столицы Олег Куртанидзе. — Все наши четыре героини не вписываются в общепринятые рамки. Каждая — яркая личность, фрик, городская сумасшедшая или харизматичная личность — выбирайте любой термин. Факт тот, что с такими людьми интересно, но непросто находиться рядом. И потому общество отправило их за забор, с глаз долой. Чтобы кругом было серое поле, чтобы все шли на выборы, чтобы все шли на завод, чтобы все плодили детей. Я в этом отношении категоричен — никакой режим — ни тоталитаризм, ни даже демократия — не предполагает свободного человека. Только сам себя можешь сделать свободным. Удел сильных людей – быть в одиночестве. Это вообще-то не тема для комедии, но мы через смех идем к истине. А она горькая.
    — Финал спектакля очень трогает — преобразившиеся героини, переодевшись в праздничные одежды, ждут Абдуллу, а вместо него с ними начинает говорить голос откуда-то Оттуда: «Распорядок ваш с этого часа — я. Меня будете слушаться. Я вам плохого не пожелаю, худого не скажу. Всех вас одинаково люблю». И позвал на выход… Взамен них на сцену выскакивают четыре молодые девушки – это наши героини, прошедшие через смерть и обретшие, наконец, счастливую молодость.
    — Да, в финале они все умирают и лишь после смерти обретают то счастье, которое заслужили, но не имели при жизни земной.
    От меня низкий поклон драматургу Флориду Булякову: в незатейливых диалогах он заставляет задуматься над вечными вопросами. Ведь смерть — это не экзамен, это оценка. Человек получает по заслугам. Поэтому много людей погибают трагически — от тяжелых болезней, в катастрофах. И совсем мало людей, которые уходят в мир иной во сне. Наши героини заслужили легкого ухода, потому что прожили достойно.
    Катя Ткачева
    Калиниград.ру
    http://kaliningrad.ru/news/review/item/17842-zamuzh-za-vsevyshnego
     
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (26.02.2012)
    Просмотров: 439