Суббота
20.04.2024
14:03
ПРОЗА
МИНИАТЮРЫ             
 
 
 

ДЕДУШКИН ДНЕВНИК

ПЬЕСЫ


 

 
КАТЕГОРИИ
СТАТЬИ [37]
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Ты тоже здесь?: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

    ...

    Каталог статей

    Главная » Статьи » ПРЕССА » СТАТЬИ

    ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

    С 26 по 28 апреля в Москве прошли Дни культуры и искусства Республики Башкортостан.
    В обширной программе праздника нашлось место и театральному спектаклю. Причем впервые в истории подобных проектов сценическое искусство крупной автономной республики представлял национальный театр малого города - Стерлитамакский государственный Башкирский драматический театр.
    На сцене Театра Луны гости показали спектакль по философской притче знаменитого башкирского драматурга Флорида Булякова «Москва - Васютки» в постановке молодого режиссера Азата Зиганшина и сценографии художника Альберта Нестерова.
    Драматическая эта история про одиночество двух стариков давно любима башкирскими зрителями. Не менее популярны и замечательные исполнители, народные артисты Республики Башкортостан Ниса Бакирова и Филарит Бакиров.
    Есть предубеждение, будто рассказ о человеческом одиночестве обязательно «давит на жалость» и потому только обречен на успех.
    Спектакль Стерлитамакского театра прежде всего пронизан несказанным «осенним светом» уходящей жизни, теплой нежностью к ней, глубокой лирикой и поэзией.
    Талантливый молодой художник Альберт Нестеров поселил героев этой истории в пространстве прозрачном и хрупком.
    Ветхий вагончик, давно лишившийся колес и приспособленный под жилье на забытом полустанке, пронизан воздухом и светом. Кажется, он того и гляди отлетит от «земли обетованной», унеся пожилую супружескую чету в иные миры.
    Жизнь как таковая, непонятная и страшноватая, неуловимо и стремительно проносится мимо в грохоте и всполохах света бесконечных поездов дальнего следования, оставляя стариков в недоумении, но не лишая надежд и силы духа.
    Упрямая стойкость, замешенная не только на естественной взаимопомощи дорогих друг другу людей, но на неожиданном лукавом юморе и даже тонкой иронии, открытие этого сюжета, специфика его внутреннего развития, неизменно поэтичного и лирического.
    Чутко следуя целомудрию и нравственной силе персонажей пьесы, режиссер Азат Зиганшин, естественно, дорожит особенной и таинственной силой духа, секреты которого только старикам, наверное, и ведомы.
    Он точно и строго выстраивает логику отношений героев, способных жить высокими чувствами, но стесняющихся об этом говорить.
    Именно нравственное целомудрие этой обаятельной и беззащитной супружеской пары воистину драгоценно. Само их существование вопреки обстоятельствам - пример неоспоримой житейской мудрости.
    Старикам, прожившим жизнь, полную забот, давно не пишут забывшие их многочисленные дети. Но супруги упрямо и вдохновенно вспоминают только надежды и радости, которые приносило каждый раз явление в мир очередного сына.
    Маленькая, «уютная» Старуха с лицом, светящимся искристой улыбкой, - несравненная Ниса Бакирова - как счастье вспоминает свои предродовые страхи. А пожизненно в нее влюбленный Старик - рыцарственный Филарит Бакиров - вновь и вновь переживает не меньше пугавшее его героя чувство ответственности перед великим таинством новой жизни и перед неизбывной смелостью хрупкой женщины, в очередной раз, через муки, но с упрямой надеждой на счастье приносящей в мир новое живое существо.
    Взаимные заботы стриков друг о друге, пронизанные искрометным юмором, их душевное тепло и трогательное внимание друг к другу, нехитрый быт, почти библейский в своей высокой простоте - все дышит правдой, завидной и прекрасной правдой внутренних чувств, которые не придумаешь и, тем более, не симулируешь.
    Нравственную глухоту своих детей старики, как всегда, готовы оправдать.
    Чувство долга, ответственность и прочие этические нормы, наверное, отшиблены у этих бездушных потомков самой жизнью, к которой они стремились и которая, по всему судя, их если не поглотила, то переродила.
    Зато сами старики в финале спектакля, вспомнив про больного соседа, лихо взгромоздившись на плохонький велосипед, уезжают, чтобы скрасить страждущему, возможно, последние минуты бытия.
    Одно время телевизионные программы прерывались призывом: «Позвоните родителям!» Это называлось социальной рекламой, раздражало и казалось навязчивым.
    Горечь чувствуешь только сейчас, когда позвонить уже некому.

    Иняхин Александр
    "Страстной бульвар, 10", №9, 2012
     
    Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (04.07.2012)
    Просмотров: 934 | Теги: театр