ПЬЕСЫ |
---|
|
Статистика |
---|
Ты тоже здесь?: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0
|
|
...
Каталог статей
ЛЮБОВЬ БЕЗ ПРАВА НА ВСТРЕЧУ
На сцене ожили страницы истории В Национальном молодежном театре Республики Башкортостан прошла премьера спектакля «Половецкая мистерия» Флорида Булякова. Наверное, еще никогда время так не поворачивалось вспять... Образы великих людей вставали один за другим: Акмулла, Кол-Гали, Бабич, Салават Юлаев, Заки Валиди, Зайнаб Биишева, Хадия Давлетшина... В основу спектакля положена легенда о нерадивых детях, проклятых родной матерью и в наказание превращенных в птиц, которым никогда больше не встретиться. Старые люди сказывают, что до сих пор перед восходом солнца в лесу можно услышать их жалобный крик. Именно первые лучи солнца в постановке являются предвестниками разлуки для влюбленных. Белая седина времени разделяет Заки с его любимой Нафисой, Салават отправляется на вечную каторгу в каменоломни, оставив свою возлюбленную. Он признается, что всегда любил только одну женщину — Амину. Бабич, Кол-Гали тоже обречены на разлуку с любимыми. Ибо их дороги расходятся, как стрелы, пущенные в разные стороны. Перстень с изображением таких стрел — символом рода кыпсаков — святой Хызыр-Ильяс дарит возлюбленным, напоминая им о корнях башкирского рода. Необычным получилось и сочетание башкирских народных танцев и русского фольклора, народных песен из репертуара ансамбля «Таусень» и музыкальной композиции «Ялтырбаш» в исполнении автора, заслуженного артиста республики Ишмура Ильбакова. Динамика, яркость образов и сравнений — несомненная заслуга режиссера Азата Надыргулова, которому удалось показать не просто внутренний мир героев, но перелистать заново страницы истории Башкортостана. Через душевные страдания и предательство проходят все герои действа. За их личными переживаниями стоит трагедия целого народа, униженного и оскорбленного, но не порабощенного. Кол-Гали, захваченный в плен, обращается к залу: «Да, я раб, но я свободнее всех вас!» Он плачет у берегов родной реки о башкирах, забывших родной язык и свою историю... В течение всего спектакля актеров и зрителей соединяет невидимая нить. Впрочем, у хороших актеров так и должно быть — если зритель плачет, значит ему больно. «А через душевную боль приходит очищение», — говорит поэт Кол-Гали. Актеры играли так, что невозможно было поверить, что это просто игра — слишком оголены были чувства и слишком естественны раны героев. Нет покоя Салавату в каменоломнях. Он выбивает на камне самое дорогое на земле имя. «Чье оно?» — недоумевает святой Хызыр-Ильяс. — Имя великого поэта? — Нет. Поэты сами выбивают свои имена в истории. — Имя любимой? — Нет. Оно в моем сердце, и никому нет до него дела. — Так чье же оно? — Имя матери! Оно всегда остается незамеченным. Я нарисую его на камне и буду нести его, а потом поставлю в самом сердце Башкортостана. А если у меня не хватит сил, я брошу его с неба... В конце действа, словно бы из сна, появляется мать святого Хызыр-Ильяса. Он протягивает к ней руки. Но она обвиняет его в том, что он обрек ее сыновей на гибель и отказывается от него. Душевные муки Хызыра, разочарование во всем… Он уже не помнит, сколько лет прожил на земле. Тысячу или две тысячи? Всю жизнь мудрец шел к свету, а пришел в никуда. От него в поисках любви уходит лучший друг весельчак Шомбай. Потому что там, где Хызыр, нет места любви, там лишь страдания и разлука. Вечная разлука — без права на встречу. Хызыр пытается объяснить, что настоящая любовь — это прежде всего испытание. Кто-то должен заплатить за счастье влюбленных… И одна горячая материнская слеза изменяет ход истории. Они и сейчас среди нас — Кол-Гали, Акмулла, Шайхзада Бабич, Заки Валиди, Салават Юлаев, Зейнаб Биишева, Хадия Давлетшина, потому что живы их мысли и надежды. Надежды на то, что их страдания были не напрасны и башкирский народ сохранит в своем сердце наследие предков. Гульнара ЛЮБИНЕЦКАЯ. |
Категория: СТАТЬИ | Добавил: florid_buljakov (23.07.2010)
|
Просмотров: 1270
|
|